Вторник, 11.12.2018, 14:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Еще немного о речи

Мы продолжаем разговор о развитии речи ребенка.

Устная речь детей семилетнего  возраста почти не отличается от речи взрослых.

К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. В активном словаре взрослого человека в среднем 10000 слов и более.

Получается, что за все остальные годы от 6 – 7 лет и до 60 и более лет словарь увеличивается приблизительно в 2,5 – 3 раза, у кого-то в 5 – 6 раз.

За  7 лет жизни – 3500слов, а за 60 – 80 лет – плюс 6500слов.

В 6 – 7-летнем возрасте ребенок  еще может допускать грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, употреблении предлогов. Но на вопросы он отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.


 

Несмотря на то, что семилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их.

Встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов, деревов).

К шести годам также должна полностью формироваться произносительная сторона речи.

Почти все дети к этому возрасту четко и правильно произносят все звуки родного языка, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, соноров, т.е. звуков [р], [л].

В этот период жизни ребенок может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить); умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков. Если у ребенка имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.

И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, необходимо проводить специальные упражнения – они помогут закрепить достигнутое.

Задания должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.

Четкие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной. Но содержание должно выстраиваться в логической последовательности – ребенку надо научиться не пропускать главных эпизодов, не переставлять их, заканчивать высказывание.

Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.

Задача родителей на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребенка.

Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

Знакомство с богатством, художественными средствами языка дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный.  Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать облачной, дождливой. К слову боится можно подобрать такие близкие по значению слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит и т.д.

Ребята с интересом подбирают к названным словам слова (прилагательные, наречия, существительные) противоположного значения (антонимы). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой – сильный».  «Нож бывает острый, а бывает ..» - «Тупой», - добавляет ребенок. «Один мальчик бегает быстро, а другой … (медленно)». У трамвая есть вход и есть – что?» (Выход.)

Детям нравится эта игра, и они обычно с удовольствием в нее играют. Нельзя только допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).

Вариант этой игры – образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом … (закрыли)»; «Мальчик пришел, а потом .. (ушел)»; «Самолет улетел, а потом … (прилетел)»; (сел – встал, купил – продал, потерял – нашел и др.).

Способствует расширению словаря ребенка и классифицирование предметов по определенным признакам. Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол (круглый, квадратной, прямоугольный, овальный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть  река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные – исправляются.

Нередко дети вместо точного названия предмета употребляют обобщающее слово. Так, вместо ель (сосна, береза) ребенок говорит дерево, вместо слова ромашка (астра, василек) – цветок.  Добивайтесь, чтобы ребенок точно называл предмет, а если он не знает его названия, назовите его сами и попросите повторить.

Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.

Игра: «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите подобрать обобщающее слово. «Кресло», - говорите вы. «Мебель», - отвечает ребенок. «Воробей» (Птица), «Жук» (Насекомое), «Окунь» (Рыба) и т.д..

Дети с удовольствием заканчивают фразу, начатую взрослыми: «Пошли в магазин и купили ….».  Ребенок перечисляет, что именно купили.

Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок начинает фразу, а вы заканчивайте.

Расширять словарь надо не только за счет существительных, но и других частей речи.

Игра: «Угадай, что это». Назовите основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить какой это предмет. Например, круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор).

Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая)». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова. Это задание можно несколько изменить.

Положите перед ребенком несколько предметов (линейку, салфетку, чашку) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая» и т.д.

Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, быстро, медленно, аккуратно); «Как говорит малыш?» (хорошо, плохо, чисто, быстро, выразительно); «Как бегает мальчик?»  и т.д.

Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.


 

С уважением к Вам учитель-логопед школы  Гульфия Фазлыевна
 

Экстренные службы
Powered by BannerFans.com
СГО
Я СДАМ ЕГЭ
Анкета
Жизнь
Баннеры
Баннеры
Баннеры

ЕДДС
ТЕМП
Форма входа

Погода
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2018