«Профилактика насилия в семье и среди подростков»
1. Насилие бывает видимым (физическим, очевидным) и невидимым (скрытым, психическим). Физическое, видимое насилие легче идентифицировать, побои - это вполне реальный факт, ребенку о нем проще рассказать.
Насилие может принимать более изощренную и неявную, невидимую форму, связанную с систематическим нарушением родителем границ ребенка, не только физических, но и личностных, психологических.
Жестокому обращению ребенок может подвергаться со стороны родителей и любого члена семьи, кто обладает над ним властью.
Когда взрослый начинает применять насилие, это, прежде всего, говорит о том, что он не знает или забывает о существовании физических и психических границ между ним и ребенком. Родитель относится к ребенку так, будто это вещь, принадлежащая ему, либо какая-то дополнительная часть его собственного тела, забывает, что ребенок - это отдельная личность со своими желаниями и чувствами, а не "объект воздействия", от которого нужно добиваться правильного поведения. Такая позиция родителя препятствует взрослению ребенка, обретению им собственной целостности, идентичности. Часто родителям кажется, что сын или дочь способны соблюдать правила только из страха, и - прибегают к насилию.
2. Что чувствует ребенок, которого бьют самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, гнев, безысходность, вину, стыд, одиночество, бессилие. Ребенок, ставший жертвой насилия, никогда уже не будет прежним, даже если все осталось в прошлом. Насилие навсегда оставляет раны в душе. Чтобы облегчить душевную боль, некоторые дети стараются забыть не сами жестокие события, а только те чувства, которые с ними связаны. Но в итоге ребенок может стать бесчувственным и эмоционально закрытым, ведь если воспоминание о плохом осталось, а сопровождающих его страха, гнева, унижения, стыда больше нет в сознании, то человек становится неспособным сопереживать другим людям. "Раз я ничего не чувствую, почему другие должны иметь чувства?" Другой способ забывания - это "вычеркивание" из сознания самих событий. Теперь человека не беспокоят воспоминания. Его беспокоит их отсутствие. Провалы в истории, неспособность воспринимать свою жизнь как непрерывную череду событий, невозможность вспоминать прошлое - все это может быть косвенным признаком психической травмы в результате насилия.
Еще один способ справиться с чувствами, возникшими в результате насилия, - это "передать" их другим. Психика ребенка совершает "кувырок" - он начинает ощущать себя не жертвой, а самим агрессором, как бы "меняясь местами" со своим мучителем. И он направляет агрессию на внешний мир, заставляет страдать других. Ему становится легче - страдает не он, а кто-то другой. И ребенок ломает и уничтожает вещи, мучает животных, бьет других детей, обзывает и унижает их, грубит учителям. Исследователи-психологи выяснили и еще один факт. Люди, подвергающиеся насилию, и особенно дети, как бы впускают агрессора в свой внутренний душевный мир. Насилие настолько сильно воздействует, что ломает психологические защиты индивида. Жертв преследуют кошмарные сновидения, мучают мысли о собственной никчемности, постоянно звучит тема самообвинений, часто возникают желания причинить себе боль - повредить свое тело, совершить суицид, они страдают от депрессий. Пережившие насилие чаще других становятся жертвами нового насилия, словно "притягивая" к себе неприятности, проявляют рискованное поведение, втягиваются в разрушительные пагубные привычки - злоупотребление алкоголем, наркотиками, компульсивное переедание.
Опасность насилия заключается также в возникновении
психологического явления, получившем название "стокгольмский синдром" (в
Итак, способы справиться со своими чувствами следующие:
· Передать свои чувства другим (начинается агрессия на внешний мир)
· Приспосабливается к агрессору (стокгольмский синдром)
· Получает удовольствие от насилия.
3. Применение мер воспитания, характеризующихся как жестокое обращение, влечет уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ. Термин "жестокое обращение" законодательно не определен, поэтому является оценочным. Судебно-следственные органы на практике понимают жестокое обращение как:
• физическое насилие (побои, удушение, вырывание волос,
связывание
конечностей, сечение, лишение сна, лишение пищи и воды,
оставление
на холоде);
• сексуальное насилие (покушение на половую неприкосновенность);
• психическое насилие (оскорбление и пренебрежительное
отношение,
унижение, угрозы, открытое неприятие и постоянная критика
ребенка,
угрозы в его адрес, преднамеренная физическая или социальная
изоляция, ложь;
• невыполнение данных взрослыми обещаний, а
также иное воздействие,
вызвавшее у ребенка психическую травму.
Виновность родителя (т. е. его отношение к происходящему и наступившим последствиям) характеризуется не только пониманием того, что совершаемые действия не носят воспитательный характер, но и желанием проявить жестокость к несовершеннолетнему.
4. Под неисполнением или ненадлежащим исполнением воспитательных обязанностей родителем следует понимать неосуществление должного наблюдения за несовершеннолетним, безответственное отношение к его воспитанию (попустительство или поощрение озорства, хулиганства). Если подобные действия родителя не сопряжены с жестоким отношением с несовершеннолетним, наступает административная ответственность, лишение или ограничение родительских прав.
Обязанности родителей и законных представителей содержатся в различных нормативно-правовых актах: Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе "Об образовании", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка" и др. Отсутствие у лица обязанности совершить конкретные действия означает отсутствие административной ответственности за бездействие.
Назовем основные обязанности родителей и законных представителей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет административную ответственность:
• предоставление возможности общения с родителем, дедушкой,
бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ч. 1 ст. 55, ст.
67
Семейного кодекса РФ);
• защита прав и законных интересов ребенка (ч. 1 ст. 56, ст. 64 Семейного кодекса РФ);
• содержание ребенка (ч. 1 ст. 60 Семейного кодекса РФ);
• обеспечение физического, нравственного и интеллектуального
раз
вития ребенка в раннем возрасте (ч. 1 ст. 18 Закона "Об
образовании"),
получения детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63
Семейного кодекса РФ);
• предоставление возможности создавать по инициативе
воспитанников
в возрасте старше восьми лет общественные объединения
обучающихся, проводить во внеучебное время собрания и митинги по
вопросам
защиты своих нарушенных прав (ст. 9 Федерального закона "Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ").
5. Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиологических предпосылок. Исследователи пришли к таким выводам:
• наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых
никто не
следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит
вни-
мания), и те, кого подвергают суровым наказаниям;
• агрессивное поведение во многом определяется
непосредственным
окружением подростка: друзьями, учителями,
родителями;
• дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением
сверстни-
ков, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее
агрессивные
дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они
находят
друзей среди себе подобных сверстников;
• СМИ играют существенную роль в формировании агрессии у
подрост
ков;
• агрессивное поведение, как правило, сопровождает слабое
развитие
социальных и когнитивных навыков подростка.
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но, как правило, выбирают тех, кто слабее или отличается от других. Чаще всего объектами школьного насилия становятся дети, имеющие:
· физические недостатки.
· особенности в поведении.
· особенности внешности.
· плохие социальные навыки.
· страх перед школой.
· отсутствие опыта жизни в коллективе.
· болезни.
· низкий интеллект и трудности в обучении.
6. Родители должны обеспокоиться, если ребенок (Здесь использованы материалы американского психолога Иззи Колмена):
• не приглашает домой друзей и постоянно проводит свободное время в полном одиночестве;
• не имеет близких приятелей, с которыми можно проводить досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
• одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, поскольку боится, что никто не придет;
• по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
• задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
• у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
• просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
• выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, приобретение алкоголя, наркотиков;
• приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами. Книги, тетради, школьная сумка находятся в плохом состоянии;
• выбирает нестандартную дорогу в школу.
Все это свидетельствует о том, что ребенок скорее всего подвергается насилию в школе (физическому или психологическому).
7. Школьник может выступать и в противоположной роли - агрессора. Об этом расскажут такие симптомы:
• ребенок вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
• как правило, физически более развит, чем сверстники, имеет проблемы с успеваемостью, воспитывается в неблагополучной семье;
• с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
• в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
• приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя, откуда они взялись;
• группируется со старшими подростками;
• имеет садистские наклонности;
• очень быстро переходит от довольства к злобе;
• в игре навязывает друзьям свои правила;
• злопамятен на мелкие обиды;
• игнорирует указания и легко раздражается;
• введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
• не уважает родителей или не считается с ними, особенно с матерью.
8. Педагогический такт - это соблюдение педагогом и родителями принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к воспитанникам и быть осторожными, касаясь их внутренних состояний.
«Грубое слово - отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через нее отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему в ответ на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни!" - пишет лауреат Ленинской премии профессор Ф.Г. Углов.
Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, и новые конфликты, которые еще больше расшатывают нервную систему и детей, и взрослых, омрачают жизнь.
Почему-же родители, оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?
Наши советы будут полезны каждой семье, в которой хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.
Во-первых, попробуйте не говорить с ребенком сразу же после проступка.
Например, ваша дочь пришла с вечеринки не в 22.00, как вы просили, а за полночь. Конечно, за 2,5 ч ожидания все в семье разволновались. И если разговор о причине позднего возвращения начнется в возбужденном, нервном состоянии, то обязательно будет сказано много резких, обидных слов. Поэтому и переживания дочери сосредоточатся не на ее вине, а на обиде за эти оскорбления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится.
Но если, открывая дверь, сказать дочери строгим и холодным тоном: "Завтра утром расскажешь, почему вовремя не пришла домой", - воспитательный эффект будет совсем другой.
Ожидание разговора взволнует ее, заставит задуматься над проступком, представить переживания родителей, принять решение больше так не поступать. Пусть дочь долго не заснет этой ночью, пусть "казнит" себя за то беспокойство, которое причинила родным. Это и будет самое эффективное наказание.
У родителей за ночь тоже пройдет первая вспышка гнева, и утром разговор состоится уже в другом тоне, будет иметь воспитательный характер.
Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьезного разговора. Разговоры на ходу и у порога не дадут никакого эффекта.
К дочке пришли подруги. Девочки о чем-то оживленно беседуют, смеются. Вдруг в комнату входит мать и, обращаясь к дочери, говорит: "Лена, как тебе не стыдно, ты опять съела печенье Алика!"
Лене очень стыдно. Но она думает не о том, что нехорошо брать чужое, а обижается на маму за то, что та отругала ее при девочках.
Замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.
Да и всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Способы выражения недовольства могут быть разными, и дети лучше воспринимают тактичные замечания.
Слишком часто причиной бестактного поведения взрослых бывает плохое настроение отца или матери. Неприятности на работе, с кем-то повздорили, что-то болит, и - как результат - срыв на детях.
Попробуйте посмотреть на себя глазами ребенка, и вы поймете, что в такие минуты не нужно начинать никакие разговоры, тем более с детьми.
И еще одно наставление. Стремитесь в разговоре с детьми к тону совета, старайтесь, чтобы было меньше категорических приказов, а больше просьб. Чем старше становятся дети, тем большая в этом необходимость. "Сделай одолжение", "У меня к тебе просьба", "Как ты думаешь?", "Что ты по этому поводу скажешь?", "Я не советую" - такие формы обращения подчеркивают уважение взрослых, способствуют теплым отношениям в семье, взаимопониманию.
"Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше", - писал Гете.
"Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную", - слова Л.Н. Толстого.
Бестактное, неделикатное поведение родителей никогда не вызовет у детей стремления стать лучше. Обидные насмешки, прозвища, пощечины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на своем необдуманном, высказанном сгоряча требовании, необоснованные подозрения - все это ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.