Суббота, 27.07.2024, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска"

Меню сайта
Электрон. приёмная
ДОВЕРИЕ
Ты не один!
Обратная связь
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год пед. и настав.
Моя школа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Акция ЗАЩИТА (рекомендации)

«Профилактика насилия в семье и среди подростков»

 

1. Насилие бывает видимым (физическим, очевидным) и невидимым (скрытым, психическим). Физическое, видимое насилие легче идентифицировать, побои - это вполне реальный факт, ребенку о нем проще рассказать.

Насилие может принимать более изощренную и неявную, невидимую форму, связанную с систематическим нарушением родителем границ ребенка, не только физических, но и личностных, психологических.

Жестокому обращению ребенок может подвергаться со стороны родителей и любого члена семьи, кто обладает над ним властью.

Когда взрослый начинает применять насилие, это, прежде всего, говорит о том, что он не знает или забывает о существовании физических и психических границ между ним и ребенком. Родитель относится к ребенку так, будто это вещь, принадлежащая ему, либо какая-то дополнительная часть его собственного тела, забывает, что ребенок - это отдельная личность со своими желаниями и чув­ствами, а не "объект воздействия", от которого нужно добиваться правильного поведения. Такая позиция родителя препятствует взрослению ребенка, обрете­нию им собственной целостности, идентичности. Часто родителям кажется, что сын или дочь способны соблюдать правила только из страха, и - прибегают к насилию.

 

2. Что чувствует ребенок, которого бьют самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, гнев, безысходность, вину, стыд, одиночество, бес­силие. Ребенок, ставший жертвой насилия, никогда уже не будет прежним, даже если все осталось в прошлом. Насилие навсегда оставляет раны в душе. Чтобы облегчить душевную боль, некоторые дети стараются забыть не сами жестокие события, а только те чувства, которые с ними связаны. Но в итоге ребенок может стать бесчувственным и эмоционально закрытым, ведь если воспоминание о плохом осталось, а сопровождающих его страха, гнева, унижения, стыда боль­ше нет в сознании, то человек становится неспособным сопереживать другим людям. "Раз я ничего не чувствую, почему другие должны иметь чувства?" Дру­гой способ забывания - это "вычеркивание" из сознания самих событий. Теперь человека не беспокоят воспоминания. Его беспокоит их отсутствие. Провалы в истории, неспособность воспринимать свою жизнь как непрерывную череду событий, невозможность вспоминать прошлое - все это может быть косвенным признаком психической травмы в результате насилия.

Еще один способ справиться с чувствами, возникшими в результате наси­лия, - это "передать" их другим. Психика ребенка совершает "кувырок" - он начинает ощущать себя не жертвой, а самим агрессором, как бы "меняясь местами" со своим мучителем. И он направляет агрессию на внешний мир, застав­ляет страдать других. Ему становится легче - страдает не он, а кто-то другой. И ребенок ломает и уничтожает вещи, мучает животных, бьет других детей, обзывает и унижает их, грубит учителям. Исследователи-психологи выяснили и еще один факт. Люди, подвергающиеся насилию, и особенно дети, как бы впускают агрессора в свой внутренний душевный мир. Насилие настолько сильно воздействует, что ломает психологические защиты индивида. Жертв преследуют кошмарные сновидения, мучают мысли о собственной никчемности, постоянно звучит тема самообвинений, часто возникают желания причинить себе боль - повредить свое тело, совершить суицид, они страдают от депрессий. Пережившие насилие чаще других становятся жертвами нового насилия, слов­но "притягивая" к себе неприятности, проявляют рискованное поведение, втягиваются в разрушительные пагубные привычки - злоупотребление алко­голем, наркотиками, компульсивное переедание.

Опасность насилия заключается также в возникновении психологическо­го явления, получившем название "стокгольмский синдром" (в 1973 г. в Сток­гольме, при освобождении заложников вдруг обнаружилось, что они вступили в союз со своими захватчиками, стали поддерживать и оправдывать, несмотря на их жестокость). Механизм срабатывает сам собой - жертва, чувствуя внача­ле бессилие, полную зависимость и ужас, постепенно начинает "подключаться" к своему мучителю, принимая его позицию и методы как правильные и хорошие, тем самым приспосабливаясь к агрессору и снижая степень своего страха и беспомощности. Теперь жертва "в сговоре"с агрессором и направит свой гнев на тех, кто будет пытаться ее освободить от гнета мучителя. То же самое может происходить и в семье, это явление называется "бытовой стокгольмский синд­ром". Так, жертвы насилия впоследствии могут быть"соучастниками"жестокости, которую совершают другие. Например, ребенок может найти себе агрессивно­го "друга", чтобы под его защитой наблюдать, как тот бьет других.

Итак, способы справиться со своими чувствами следующие:

·         Передать свои чувства другим (начинается агрессия на внешний мир)

·         Приспосабливается к агрессору (стокгольмский синдром)

·         Получает удовольствие от насилия.

 

3. Применение мер воспитания, характеризующихся как жестокое обраще­ние, влечет уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ. Термин "жестокое обращение" законодательно не определен, поэтому является оценочным. Судебно-следственные органы на практике понимают жестокое обращение как:

     физическое насилие (побои, удушение, вырывание волос, связывание
конечностей, сечение, лишение сна, лишение пищи и воды, оставление
на холоде);

     сексуальное насилие (покушение на половую неприкосновенность);

     психическое насилие (оскорбление и пренебрежительное отношение,
унижение, угрозы, открытое неприятие и постоянная критика ребенка,
угрозы в его адрес, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь;

•   невыполнение данных взрослыми обещаний, а также иное воздействие,
вызвавшее у ребенка психическую травму.

Виновность родителя (т. е. его отношение к происходящему и наступившим последствиям) характеризуется не только пониманием того, что совершаемые действия не носят воспитательный характер, но и желанием проявить жесто­кость к несовершеннолетнему.

4. Под неисполнением или ненадлежащим исполнением воспитательных обязанностей родителем следует понимать неосуществление должного на­блюдения за несовершеннолетним, безответственное отношение к его воспи­танию (попустительство или поощрение озорства, хулиганства). Если подобные действия родителя не сопряжены с жестоким отношением с несовершеннолет­ним, наступает административная ответственность, лишение или ограничение родительских прав.

Обязанности родителей и законных представителей содержатся в различ­ных нормативно-правовых актах: Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, За­коне "Об образовании", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка" и др. Отсутствие у лица обязанности совершить конкретные действия означает отсутствие административной ответственности за бездействие.

Назовем основные обязанности родителей и законных представителей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет административ­ную ответственность:

     предоставление возможности общения с родителем, дедушкой, бабуш­кой, братьями, сестрами и другими родственниками (ч. 1 ст. 55, ст. 67
Семейного кодекса РФ);

     защита прав и законных интересов ребенка (ч. 1 ст. 56, ст. 64 Семейно­го кодекса РФ);

     содержание ребенка (ч. 1 ст. 60 Семейного кодекса РФ);

     обеспечение физического, нравственного и интеллектуального раз­
вития ребенка в раннем возрасте (ч. 1 ст. 18 Закона "Об образовании"),
получения детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ);

     предоставление возможности создавать по инициативе воспитанников
в возрасте старше восьми лет общественные объединения обучающихся, проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам
защиты своих нарушенных прав (ст. 9 Федерального закона "Об основ­ных гарантиях прав ребенка в РФ").

5. Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиоло­гических предпосылок. Исследователи пришли к таким выводам:

     наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не
следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит вни­-
мания), и те, кого подвергают суровым наказаниям;

     агрессивное поведение во многом определяется непосредственным
окружением подростка: друзьями, учителями, родителями;

     дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстни­-
ков, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные
дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят
друзей среди себе подобных сверстников;

     СМИ играют существенную роль в формировании агрессии у подрост­
ков;

     агрессивное поведение, как правило, сопровождает слабое развитие
социальных и когнитивных навыков подростка.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но, как правило, выбирают тех, кто слабее или отличается от других. Чаще всего объектами школьного насилия становятся дети, имеющие:

·         физические недостатки.

·         особенности в поведении.

·         особенности внешности.

·         плохие социальные навыки.

·         страх перед школой.

·         отсутствие опыта жизни в коллективе.

·         болезни.

·         низкий интеллект и трудности в обучении.

 

6. Родители должны обеспокоиться, если ребенок (Здесь использованы материалы американского психолога Иззи Колмена):

     не приглашает домой друзей и постоянно проводит свободное время в полном одиночестве;

     не имеет близких приятелей, с которыми можно проводить досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

     одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, поскольку боится, что никто не придет;

     по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

    задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

    у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

    просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

    выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть ис­пользованы на откуп от вымогателей, приобретение алкоголя, наркотиков;

    приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами. Книги, тетради, школьная сумка находятся в плохом состоянии;

    выбирает нестандартную дорогу в школу.

Все это свидетельствует о том, что ребенок скорее всего подвергается насилию в школе (физическому или психологическому).

 

7. Школьник может выступать и в противоположной роли - агрессора. Об этом расскажут такие симптомы:

    ребенок вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

    как правило, физически более развит, чем сверстники, имеет проблемы с успеваемостью, воспитывается в неблагополучной семье;

    с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

    в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

    приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя, откуда они взялись;

    группируется со старшими подростками;

    имеет садистские наклонности;

    очень быстро переходит от довольства к злобе;

    в игре навязывает друзьям свои правила;

    злопамятен на мелкие обиды;

    игнорирует указания и легко раздражается;

    введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

    не уважает родителей или не считается с ними, особенно с матерью.

 

8. Педагогический такт - это соблюдение педагогом и родителями принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к воспитанникам и быть осторожными, касаясь их внутренних состояний.

«Грубое слово - отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через нее отрицательно влияет почти на все органы и тка­ни. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему в ответ на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спаз­мами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни!" - пишет лауреат Ленинской премии профессор Ф.Г. Углов.

Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолю­бие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротив­ление требованиям старших, а значит, и новые конфликты, которые еще боль­ше расшатывают нервную систему и детей, и взрослых, омрачают жизнь.

Почему-же родители, оберегая детей от инфекционных, простудных забо­леваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?

Наши советы будут полезны каждой семье, в которой хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.

Во-первых, попробуйте не говорить с ребенком сразу же после про­ступка.

Например, ваша дочь пришла с вечеринки не в 22.00, как вы просили, а за полночь. Конечно, за 2,5 ч ожидания все в семье разволновались. И если раз­говор о причине позднего возвращения начнется в возбужденном, нервном состоянии, то обязательно будет сказано много резких, обидных слов. Поэтому и переживания дочери сосредоточатся не на ее вине, а на обиде за эти оскорб­ления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится.

Но если, открывая дверь, сказать дочери строгим и холодным тоном: "Зав­тра утром расскажешь, почему вовремя не пришла домой", - воспитательный эффект будет совсем другой.

Ожидание разговора взволнует ее, заставит задуматься над проступком, представить переживания родителей, принять решение больше так не посту­пать. Пусть дочь долго не заснет этой ночью, пусть "казнит" себя за то беспо­койство, которое причинила родным. Это и будет самое эффективное наказание.

У родителей за ночь тоже пройдет первая вспышка гнева, и утром разговор состоится уже в другом тоне, будет иметь воспитательный характер.

Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьезного разгово­ра. Разговоры на ходу и у порога не дадут никакого эффекта.

К дочке пришли подруги. Девочки о чем-то оживленно беседуют, смеются. Вдруг в комнату входит мать и, обращаясь к дочери, говорит: "Лена, как тебе не стыдно, ты опять съела печенье Алика!"

Лене очень стыдно. Но она думает не о том, что нехорошо брать чужое, а обижается на маму за то, что та отругала ее при девочках.

Замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают же­ланного педагогического воздействия.

Да и всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Способы выражения недовольства могут быть разными, и дети лучше воспри­нимают тактичные замечания.

Слишком часто причиной бестактного поведения взрослых бывает плохое настроение отца или матери. Неприятности на работе, с кем-то повздорили, что-то болит, и - как результат - срыв на детях.

Попробуйте посмотреть на себя глазами ребенка, и вы поймете, что в такие минуты не нужно начинать никакие разговоры, тем более с детьми.

И еще одно наставление. Стремитесь в разговоре с детьми к тону сове­та, старайтесь, чтобы было меньше категорических приказов, а больше просьб. Чем старше становятся дети, тем большая в этом необходимость. "Сде­лай одолжение", "У меня к тебе просьба", "Как ты думаешь?", "Что ты по этому поводу скажешь?", "Я не советую" - такие формы обращения подчеркивают уважение взрослых, способствуют теплым отношениям в семье, взаимопони­манию.

 

"Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они пред­ставляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше", - писал Гете.

"Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную", - слова Л.Н. Тол­стого.

Бестактное, неделикатное поведение родителей никогда не вызовет у детей стремления стать лучше. Обидные насмешки, прозвища, пощечины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на своем необдуманном, выска­занном сгоряча требовании, необоснованные подозрения - все это ожесточа­ет детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же моне­той.

Анкета
Хрустальная капель
Дети дома
Bus.gov.ru
Нац. проекты
Баннеры
Баннеры

Пож. безопасность
СГО
Памяти героев
Я СДАМ ЕГЭ
Жизнь
Я сдам ЕГЭ
ЕДДС
ТЕМП
Форма входа

Погода
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024